Виниловые вертушки: назад в будущее 1!

Пришло время убирать на даче велосипеды на зимнее хранение. Я полез на чердак и понял, что он забит. Пришлось делать генеральную уборку с целью высвобождения полезного пространства под велосипеды. В дальнем углу я нашел давно забытый набор меломана времен СССР — колонки 35АС,  вертушку Арктур — 003, усилитель Радиотехника УКУ-020 и бобинный магнитофон Akai GX-77.

Текст: Дмитрий ЛУКИН

 

Рядом, в коробках были заботливо упакованы бобины и диски. Я собрал систему, поставил винил и поразился его фантастическому звучанию — басы были чистыми и мощными без всякого сабвуфера, высокие как бы появлялись из воздуха, проработанная акустическая сцена. И звук был естественный, живой… ну, как тогда, в период расцвета The Beatles и Deep Purple! И мне стало интересно — а сейчас выпускают винил? А если выпускают — то чем он отличается от прежнего?

 

Он существует!

Оказалось, что после массового закрытия заводов по производству винила в конце 80 — начале 90 годов прошлого столетия, около 8 лет назад, на радость меломанов, началось возрождение производства. Пока оно не достигло масштабов 70-80 годов, но все еще впереди.

Но, что бы понять отличие современного винила от старого надо понять процесс производства.

 

Как делали это раньше

Сначала надо было изготовить MASTER-TAPE(мастер-ленту). Для этого использовались огромные студийные магнитофоны с большим количеством микрофонов, которые писали несколько дорожек с разных точек студии или концертного зала. Звук, естественно, аналоговый. Далее, звукоинженеры сводили запись в двух- или одноканальный носитель (Stereo или Mono) на километровой  бобине без корпуса, крутящейся с высокой скоростью, недоступной для большинства бытовых магнитофонов. В СССР для этого использовали пленку ORWO, производства ГДР. Это и была мастер-лента.  

Далее. Сигнал с мастер-ленты шел на специальный прибор, который нарезал дорожки на мягком, восковом диске.  С воскового диска делался, с помощью специальных технологий и оборудования непосредственно металлический мастер-диск, который служил пресс-формой для производства самой пластинки. Пресс-форму рассылали непосредственно на производство и, в конечном итоге, получался виниловый красавец — грампластинка, или, как ее называли в обиходе, диск.

Но почему пластинки, изготовленные в странах Варшавского договора по лицензии, звучали хуже, чем их западные аналоги? Все дело в лозунге — экономика должна быть экономной! Ведь у нас были свои монстры по производству пластинок:  в СССР — Мелодия, в Болгарии — Балкантон, в Польше — Muza. Мощнейшие заводы были в Венгрии, ГДР, Югославии. И мудрые социалистические хозяйственники покупали копию мастер-ленты, а пресс-форму делали сами, непосредственно на производстве.

Запись с копии штамповалась на винил, сделанном из отходов других производств. Все это сказывалось на звуке не лучшим образом, но, все равно, звук был лучше, чем с флешки! Западные производители (в основном Япония и Германия) в начале 80 годов разработали технологию DMM, исключающую мягкий восковый диск, что крайне благотворно сказалось на качестве звучания. Чуть позже эта технология появилась в  СССР и соцлагере, что существенно улучшило качество пластинок.

Но, пресс-форма не служит вечно, и, через какой — то срок она забивалась, на ней появлялись механические повреждения. И требовалось изготовить новые. А мастер-лента, к тому моменту уже немного пообсыпалась и новая пресс-форма получилась немного не такая. Тогда и возникло понятие “первопресс”, который ценится у коллекционеров на вес золота.

 

Как делают это теперь

Сложилось такое мнение, что с появлением CD аналоговый звук перегнали в цифру, сейчас происходит обратный процесс и звук не тот. Это не совсем так. Тем более что процесс производства изменился не сильно.

У нового винила, производство которого началось лет 8 назад (в народе его называют новодел) есть ряд существенных отличий, начнем с положительных:

  1. Качество сырья. Сегодняшнее сырье для изготовления винила экологически чистое и более качественное, чем раньше. Это неудивительно — ведь наука не стоит на месте. Новое сырье привело к удорожанию пластинки, но диск стал более высокого качества.
  2. Новый винил — тяжелый и массивный, производители отказались от легкого, мягкого и цветного винила с добавками, что тоже благоприятно сказалось на качестве.
  3. С развитием химических и металлообрабатывающих технологий современная пресс-форма стала более качественная, с высокими показателями нарезки дорожек.
  4. Современные тиражи пластинок невысокие, что приводит к меньшему изнашиванию пресс-форм.

 

Теперь о минусах

Минус всего один — не всегда используют мастер-ленту, заменяя ее сомнительными аналогами. В период  с середины 90 и до наших дней используют цифровые носители, даже появилось понятие мастер-диск на CD. С них и пытаются создать мастер-ленту. Уже несколько лет ведущие производители восстановили процесс, и сегодня, если предполагают выпуск концерта на виниле, его пишут на мастер-ленту и CD.

Но и мастеринг с CD это не всегда плохо. Если производитель ответственно подошел к восстановлению, если цифра записана профессионалами, хорошо откорректирована, то при воспроизведении на аналоговой аппаратуре она только выигрывает.

Представьте себе, что кто- то решил выпустить, к примеру, альбом The Beatles “Rubber Soul”, записанный аж в 1965 году. Мастер-лента, если она сохранилась, высохла, пресс-форма за прошедшее время деформировалась… Но, если производитель нанял высококлассных специалистов, то заметит разницу между первопрессом и новоделом только суперискушенный меломан, каковых единицы.

 

Перспектива

За последние лет пять отмечается радостная перспектива — с каждым годом продажи винила растут год от года. Причем покупают его не только искушенные престарелые меломаны. Молодежь со средним достатком все активнее и активнее приобретает винил. Причин этому я вижу две — мода и, как не крути, качество звучания. Ведь это целый ритуал — включить систему, поставить диск, опустить иглу и услышать ЗВУК!

Звукозаписывающие компании тоже поменяли схему продаж — сначала выходит винил, чуть позже более дешевая CD-версия, а потом MP3 вариант, что очень грамотно.

А теперь, этим холодным октябрьским вечером, ставьте свою любимую пластинку, наливайте себе горячего чаю (или что покрепче), садитесь в любимое кресло и наслаждайтесь.

Тематика: Аудиотехника
RSS
0
29 октября 2014

Отзывы и комментарии