Ретро на кухне: назад в будущее

Снова возник интерес к 50-60-м, почему ретро опять «на коне»? Сейчас все увлечены дизайном, с любопытством наблюдают за новыми тенденциями и с удовольствием применяют их в своей жизни. Но откуда вдруг возникла волна новой привязанности к такому не совсем забытому еще, но все же старому? Говорят на вкус и цвет нет товарищей, однако все времена дают нам образцы массового интереса к определенной стилистике, колориту и формам.

Минимализм и хай-тек — стали надоедать своей строгой однообразностью и прямолинейностью. В эту формальную среду захотелось снести что-то свежее, яркое, не тривиальное. Вот тогда в нашей жизни снова нашлось место для ретро с его фантазийностью, особой любовью к пластике, эргономичным формам, жизнерадостному декору, насыщенным краскам.

Текст: Ольга КУЗЬМИНА.

 

Незабытое старое

Каждое время несет на себе отпечаток событий, людей, новых открытий, умонастроений. Шестидесятые остались далеко позади. Но так приятно вновь окунутся в эту волнующую атмосферу.

Уже далеко позади страшная война, новая жизнь становится более комфортной и красивой, меняется и сам человек, и его отношение к себе. В мире становится все больше студентов, недаром в 60-е отмечается настоящий образовательный бум, обусловленный новым толчком в развитии технического прогресса. Нужны новые высокообразованные специалисты в самых разных отраслях. В их среде и созревает теперь уже привычное явление — молодежная субкультура, олицетворением которой становится английская модель Твигги — неказистая худенькая девчонка с большими глазами.

В промышленности тоже много перемен. Впервые массовый продукт должен соединять в себе привлекательность и доступную цену, простоту наращивания объемов выпуска. В этом очень помогают появившиеся тогда полимеры, эти новые синтетические материалы обладают невероятной пластичностью и податливостью, из них можно создать все, что угодно! Синтетика становится модной, из нее даже шьют одежду, она необычна, но весьма практична, за ней так легко ухаживать, и — о чудо — она не мнется!

Важнейшим знамением времени становятся автомобили, теперь они неотъемлемая часть жизни самых обычных людей. Они перестают быть роскошью. Из-за технических новаций машины становятся комфортнее, безопаснее, легче, … длиннее и ниже. Хотя идея мини-машины для одного-двух пассажиров не чужда производителю. Например, в Англии выпускается самый маленький автомобиль в мире Peel 50, в нем умещается только один человек и его багаж.

 

Холодильник

Новый взгляд на старину

Главные перемены в дизайне 50-60-х связаны с изменением умонастроений. Молодежная субкультура породила протестное настроение, человек стал ждать появления нового взгляда на привычные вещи, дизайн устал от традиции, он становится более смелым и активно отказывается от стереотипов.

Новое поколение дизайнеров сумело найти собственный изобразительный, очень экстравагантный язык. Особенно ярко заявили о себе жители северной Европы и итальянцы. Образцы творчества этих новаторов до сих пор выглядят настолько эффектно, что спустя многие годы продолжают выпускаться. Например, кресло Sacco в виде мешка, набитое шариками из пенопласта, увиденное впервые даже сейчас поражает воображение.

Дизайн на кухнеДизайнеры ищут новые формы и обращают внимание на пластические свойства материалов, становится интересно искать и находить более свободные линии, которые до неузнаваемости преображают обычные вещи. Они теряют свою угловатость, их плоскости становятся объемными, сложными, стекающими, плавными, замысловатой формы. Самым благодарным материалом для реализации этих идей становится пластик. Так, итальянский дизайнер Вернер Пантон придумал кресло, состоящие из одного единственного, но зато какого эффектного элемента! Никаких подушек, ножек и подлокотников — только отточенная гнутая линия плавно переходящая от спинки через седалище к широкой устойчивой опоре. Это кресло выпускается и по сей день.

Некоторые дизайнеры не скрывали своего отношения к собственным творениям и признавались, что рассматривают их как игрушки. Не удивительно, что в 60-е выпускается так много надувной мебели, которая напоминает о детских забавах на воде. Самым обычным становится кресло или кровать, которая в несобранном виде занимает места меньше, чем небольшой чемодан.

 

Только цвет и рисунок

Фантазийность нового дизайна придавала вещам цельность, так что не возникало необходимости в особом украшательстве. Только цвет и рисунок.

В это время в моде простые и открытые цвета. Но использовались очень необычные сочетания, не приемлемые еще совсем недавно, например, голубой, коричневый и желтый, или розовый с оранжевым.

Рисунок наивный, например, цветочный, но актуальнее всего геометрические фигуры: круги, полосы, треугольники.

 

Аэростиль

Дизайн на кухнеГлавное событие того времени происходит в СССР — Юрий Гагарин совершает свой полет за пределы Земли. С тех пор человечество заболевает мечтой о покорении космоса, открытиях, межпланетных путешествиях, новых внеземных цивилизациях. Небывалый интерес ко всему, что связано с авиацией и космосом, идеи почерпнутые из самолетостроения активно используются в дизайне. Вспомним хотя бы советские пылесосы «Ракета» в форме сигары или круглый как мяч «Сатурн». Именно в ту пору дизайн становится ироничным, он не боится использовать приемы, разработанные для одной группы товаров, — в другой. Так, автомобильные «штучки» приживаются в мебели и бытовой технике.

Динамичность элементов ассоциативно вызывает воспоминание определенной темы, скажем, форма кресла может напоминать летящий по трассе гоночный болид.

Настоящим украшением изделий теперь являются блестящие хромированные детали, элементы, окрашенные в серебристый. Становится ясно, что и нержавейка, и алюминий, и стекло тоже могут быть красивыми.

 

ЧайникПадкие на старину: озорство и шик

Ретро удивительно красивый и яркий стиль. И сейчас, когда в дизайне, как кажется, все найдено, открыто, изобретено, этот стиль становится новым источником вдохновения для креативных специалистов компаний всего мира. Озорство и шик, необычайное обращение с формами, специфичные цвета — это лакомый кусок в руках любого хорошего дизайнера. Однако, если бы детища, рожденные в головах гениев, не находили своих приверженцев среди покупателей, то и делать их не имело бы смысла.

Но потребитель всевозможных товаров особенно падок на старину, не такую далекую, понятную, и во многом родную. Именно поэтому стиль 50-60-х так востребован публикой. Кто-то вспоминает свое счастливое детство, кто-то — юность своих родителей, кто-то ностальгирует вместе со своими бабушками. Мы видим черты знаменитых и характерных вещей того времени в коллекциях мебели, одежды, автомобилей. Им подстать преображаются женские прически, макияж, бижутерия — самая подвижная часть моды. А мода — это и есть точка, в которой сходятся предложение и спрос, рождается волна одобрения и приятия.

И все же — почему это продается, почему люди носят ретро вещи, оборудуют ими свои дома? Нынешнее время дает все меньше шансов по настоящему выразить себя, ретро позволяет подчеркнуть индивидуальность своей персоны или собственного дома. Оно напоминает о, как теперь думается, таких спокойных и прекрасных временах, когда воздух был чище, женщины красивее, а улицы пустыннее. Сейчас тот мир (не смотря на реальность) кажется более стабильным и безопасным. Немаловажно, и то, что ретро дарит удивительно красивые предметы с собственным шармом и даже романтизмом.

 

Бытовой ретромобиль

Чайник

Использовать ретромотивы при создании мебели стало уже довольно привычным явлением. Этот стиль очень «идет» и кухням, хотя всю полноту и эффектность гарнитуров в этом стиле можно реализовать только в больших пространствах. Это связано с особой декоративностью. Мебель хороша только в определенной компоновке и размещении, скажем тумбы с круглыми боковинами просто нет смысла ставить к стене. Кроме того, эту красивую мебель лучше созерцать на расстоянии.

Но добавить нотку шестидесятых своей кухне можно и с помощью техники. Надо сказать, что приборы в ретро стиле самые эффектные и яркие среди всего семейства. Порой достаточно только одной — двух вещиц, чтобы изменить настроение всего интерьера. Но производители часто предлагают целые коллекции, состоящие из нескольких выполненных в одной манере и цвете изделий.

 

 

ХлебопечкаКогда бабушка была молодая

Многие из нас являются наследниками, в «закромах» которых пылятся заброшенные вещицы, изготовленные в далеких 60-х. Они не всегда нужны в хозяйстве, но могут использоваться просто для декора. Настоящие семейные раритеты принесут в интерьер ностальгическую нотку, напомнят о многолетней семейной традиции, помогут молодым почаще вспоминать, что их бабушки и мамы тоже были молодыми.

В 50-е гг. в дизайне впервые возникает понятие эргономики, прежде оно было только элементом повышения эффективности труда на производстве. Теперь адаптация габаритов и формы изделий под человеческое тело, имело цель сделать использование вещи наиболее удобным и приятным.

Бытовая техника «под ретро» отличается объемными формами, наличием старомодных переключателей и таймеров, фантазийными элементами. Основной цвет — матовый металлик, либо глянцевые: красный, желтый, розовый, голубой. Возможен цветочный или геометрических декор.

+1
13 августа 2011

Отзывы и комментарии