Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть II

Ася Гордеева

В прошлом номере мы начали рассматривать современные направления свадебной фотографии в контексте двух полюсов: постановочной съемки и фотожурналистики. В продолжение темы предлагаем подумать, по какому принципу фотограф может выбрать свой путь и как найти тот компромисс, где работа и творчество мирно сосуществуют, не мешая друг другу и не сбивая с толку своего автора.

Текст: Ася Гордеева. www.gordeeva.info

 

 

 

 

«Ты за Луну или за Солнце?..»

«Часто люди думают, что творческая жизнь основана на воображении. Более трудная для восприятия истина заключается в том, что творчество основано на реальности — особой, сконцентрированной, точно подмеченной или вымышленной.»

Джулия Кэмерон. «Путь Художника»

«Синдром обезьяны» — как разорваться между умными и красивыми, да так, чтобы не было мучительно больно, — вполне преодолеваем.

Если раздирают сомнения, чего же именно хочется (а нравится поначалу решительно все!), то выход напрашивается один: пробовать. У репортажного и постановочного стилей изначально разный посыл, принципиально разное устройство головы человека с фотоаппаратом (наверняка не обошлось без правых-левых полушарий):

Репортаж подразумевает «отлов» и выстраивание кадра на ходу, из уже имеющейся ситуации.

Постановка предполагает в первую очередь замысел в голове фотографа, а собственно кадр — это уже материализация его фантазий и внутренних картинок.

Поэтому лучший способ сориентироваться — это определить, к чему больше лежит душа: придумывать или наблюдать. И какая из реальностей ваша — точно подмеченная или вымышленная.

 

Wedding-фотография

Фото: Мария Петрова

 

Несмотря на то что съемки, бескомпромиссно настроенные на «голый» репортаж или абсолютную постановку, будут встречаться нечасто, в итоге выбранное направление будет базироваться на чем-то одном, что значительно облегчит жизнь при позиционировании себя в области свадебной фотографии.

Еще возможен и такой эксперимент над подсознанием: вспомните наиболее родную для себя форму литературного повествования — рассказы, сказки, дамские романы и так далее, вплоть до рекламных объявлений и светских новостей. Запишите его на бумажке и быстренько, особо не размышляя, набросайте рядом эпитеты или ассоциации, которые могут охарактеризовать этот жанр.

Какое это имеет отношение к выбору направления в фотографии? Ну вот, например, я с детства спокойно отношусь к сказкам с кучерявыми заглавными буквицами, слащавыми принцессами, кружевами и предсказуемым финалом. Применительно к съемке чрезмерная синтетическая романтика, статичные царские позы и пафосные, слишком театральные эффекты — не мое. Зато мне удаются сюжеты, слепленные на ходу из того, что было, — ага, вот она, любовь к рассказам и повестям!

Но при этом мне очень нравятся работы фотографов «не моего» стиля — те, в которых чувствуется продолжение творческой личности самого фотохудожника, для которого они не искусственно вымученные, а являются самым что ни на есть авторским языком. И я прекрасно отдаю себе отчет, что вряд ли смогу повторить даже самых любимых авторов с таким же осмысленным эффектом. Да, можно скопировать прием, позу, свет, но это будет только лишь просчитанная фотография — формальная, не пережитая и через себя не пропущенная…

Кстати, зачем вообще нужен фотограф на свадьбу? Ну правда, ради чего люди тратят на фотографа суммы с разным количеством нулей? Вероятно, они чего-то ждут… Некоего визуального рассказа о том, как это было. Ага, а что было?..

Как у фотографов есть свои аргументы в пользу выбора стиля, так и у заказчиков ожидания продиктованы разными резонами. Кто-то ждет от события искренности, радости и хочет запечатлеть это так, чтобы глядя на фотографии к этому состоянию возвращаться. Другие хотят «всем показать!» Например, такой «достойный» мотив, как заставить позеленеть от зависти подругу, может сподвигнуть девушку распотрошить будущий семейный бюджет на несколько лет вперед. Третьи просто скромно хотят, чтобы «не хуже чем у других», — чего-то роскошного, сами не знают чего, но так, чтобы «не очень дорого»…

Соответственно ожиданиям форма повествования тоже может быть разной: рассказ, фэнтези, сухой отчет, фельетон…

Для их воплощения в жизнь у фотограф может использовать готовые штампы, а может исходить из ситуации. Можно снимать «в лоб», а можно образами и впечатлениями, когда настроение создают детали. Можно усладить зрителя «фантазией на тему», а можно поржать над бородатым анекдотом.

Гармония (я имею в виду как внутреннее состояние фотографа от хорошо сделанной работы, так и в диалоге фотограф — заказчик) возникает в том случае, если каждый сделает выбор в пользу того, что ему лично больше подходит. А если бы всем нравилось одно и то же — только репортаж, или только постановка, — было бы катастрофически скучно! Тем более что многое в восприятии творчества зависит от общего уровня культуры конкретного зрителя, и в частности от его художественного опыта и «насмотренности»… Поэтому дискуссия о том, что правильней: репортажный подход или постановочный, в плане смысловой нагрузки может посоперничать с детским вопросом «кого ты больше любишь: папу или маму?» или «что лучше: „Никон” или „Кэнон”?»…

Невеста с девочкой

Фото: Ася ГОРДЕЕВА
Тот случай, когда картинка смотрится эффектно за счет узкого пучка света, который выхватывает из тени объекты съемки.

 

Кино в одном кадре

— Слушайте, ну какой же это будет союз — ни мужской, ни женский?..

— А он, видите ли, будет такой… смешанный…

Из фильма «Небесный тихоход»

 

Так вот, а что получится, если их перемешать? Взять интересно придуманную ситуацию от постановки, добавить динамики и эмоций из репортажа, хорошенечко потрясти и бережно передать в руки талантливому фотографу с хорошим вкусом… В итоге получится нечто третье, и очень интересное. Срежиссированный репортаж, о котором уже упоминалось, но вскользь…

Можно быть гением репортажной съемки, но, если посвятить это благороднейшее направление только свадьбам, можно частенько сидеть без работы. Свадебная журналистика в чистом виде — чтобы все как на духу, и фотограф вообще не вмешивается — у нас пока еще не очень востребована. Особенно если рассчитывать на какие-то приличные деньги, сопоставимые с гонорарами за аналогичную работу западных коллег или хотя бы с вознаграждением за наши «гламурные» сессии. Не последнюю роль тут играет уровень «моральной подготовки» заказчика: почему-то считается, что поймать момент ничего не стоит. Многие здорово сделанные кадры выглядят на первый взгляд так просто, что кажется: чего там делать-то? Одно слово «сфоткал» чего стоит!.. Понимающих людей (я не беру сейчас в расчет профессиональных фотокорреспондентов) не так уж много, а шквал зеркалок, обрушившийся в последние годы, окончательно сбивает с толку любителей смотреть на внешнюю сторону вопроса и клонировать «крутые фотки».

Почему репортажная, без прикрас, съемка свадьбы у нас не очень популярна? Да потому, что мало кто хочет «правды жизни»! «Ой, тут не прибрано, ой, я вот это прикрою… Асенька, ну что Вы в подъезде снимаете, тут грязь, мы же сейчас поедем во дворец — вот там и снимайте!», — начинают причитать мамы. Многие на полном серьезе синонимами понятий «хорошо — красиво» воспринимают «чисто — аккуратно — ремонт — богато — новыйдиван». У людей старшего поколения слишком долго не было доступа к этим радостям, и им по привычке хочется действительность приукрасить, «споказушничать»… «Великая сермяжная правда» не в фаворе, во всяком случае в такой образцово-показательный день. И тогда на помощь может прийти компромисс.

Направление, которое сложно отнести к чему-то конкретному и назвать журналистикой или постановкой в чистом виде, — это тщательно срежиссированное действо (можем называть его глянцевая журналистика, можем — Hollywood-style), от постановки взявшее выстроенность ситуации, а от репортажа — динамику и съемку в процессе происходящего. Хорошо поставленное действо по сути больше похожее на съемку кино, чем на документальный репортаж. Но при этом от картинок остается ощущение абсолютной достоверности, будто «так и было».

Фотограф вместе с парой заранее придумывает ситуацию — некую историю, продумывает детали, подбирает антураж и освещение. Заранее прикидывает планы (общий — средний — крупный), чтобы в результате это сложилось в складное повествование. Объясняет задачу, а дальше — «мотор!», и количество дублей уже зависит от мастерства фотографа и актерских способностей пары. Принципиальное отличие от «гламура» — эмоции и красивый «голливудский» свет, когда все сияюще-золотистое, а в настроении картинки чувствуется очевидное желание насладиться праздником самим, а не утереть нос какой-нибудь Машке…

Так снимаются хорошие love story, так сейчас работают многие замечательные мастера.

Когда я отравляюсь слишком большим количеством чужих wedding-фотосессий и уже перестаю понимать разницу между «хорошо» и «плохо», для меня лучшая таблетка «от свадебной аллергии» — работы московского фотографа Рустама Хаджибаева (http://rustal.livejournal.com).

Рустам — фотограф, подражать которому невозможно. Чувство юмора, широкий кругозор, любовь к хорошей операторской работе и режиссуре сразу выделяют его из толпы шикарных, но однотипных гламурных фотографов. Картинки его хороши независимо от того, где происходит действо, и сняты абсолютно по-разному (в зависимости от того, что требует ситуация). Их объединяет общая эмоциональная составляющая, для которой безразлично место: питерская коммуналка или шикарные «заграницы» с пальмами и яхтами. «Территория любви» называется его ЖЖ, и это не просто красивое название.

Даже из самой простой с виду ситуации (ну Москва, ну Красная площадь, пара приятная, но ничем на первый взгляд не выдающаяся) Рустам умудряется сделать нечто очень душевное и обаятельное… Вот это и есть самая надежная защита от слепого копирования и лишнее доказательство, что прием как таковой имеет смысл лишь в сочетании с содержанием и в контексте общей идеи. И если, влюбившись в съемку Хаджибаева «Питер по-балкански», решить, что дело тут только лишь в широченном угле, которым все снято, можно здорово сесть в лужу, пытаясь передрать чисто технический прием. Потому что главное здесь — талант фотографа, эмоции, настроение этих creative people и их полное доверие фотографу… А вот где таких берут, постараюсь рассказать в следующем номере, лично расспросив об этом Рустама.

 

НевестаФото: Елена ДУБРОВИНА

Контровый свет, попав прямо в объектив, вызвал засветку, которая в итоге дала такой дополнительный художественный эффект.

 

Ваше Сиятельство!

Выпивают два фотографа.

— А у тебя жена красивая?

— Ну, это как свет поставишь!

Бородатый фотографический анекдот

Что делает картинку красивой? Бывают случаи, когда из начинающих фотографов первым ответом выскакивает: «Фотошоп!»… Боже мой! А как же тогда лет десять назад создавались приятные глазу фотографии без компьютерного вмешательства?

Попробуем разобраться. Наполнение картинки может быть смысловым (удачно пойманный эмоциональный или «политически» значимый момент) и эстетическим. Под эстетикой я понимаю чисто визуальные моменты: композицию и рисунок (пластический и световой).

Пластику, в том числе чистоту линий, глубину резкости или сознательное отсутствие таковой — в виде красиво размытого заднего плана, растягивание картинки в улыбку Чеширского Кота с помощью сверхширокого угла и прочие визуальные фокусы обеспечивают оптика и умение фотографа вовремя ей воспользоваться. Но вопрос объективов: чем отличаются дискретные от зумов, какими возможностями обладают и что в каких случаях уместно применительно к свадебной съемке — рассмотрим в следующем номере, а сейчас говорим про световую составляющую фотографии.

Красивый свет — вот «наше все» настоящего фотографа! Несмотря на агрессию цифровых технологий (я имею в виду не способ получения и фиксации изображений, а подмену некоторых основных понятий, которые лежат в основе изобретения фотографии), светопись пока не переименовали в «фотошопись», поэтому обработка — это самый последний этап, скорее дополнительный. На компьютере картинку можно довести до ума, скрыть отдельные мелкие дефекты и придать тональный колорит, но это уже относится к «чистовой отделке». Если говорить о каких-то принципиальных изменениях (вопросы коллажа и цифрового арта не рассматриваем), фотографию проще переснять, чем в корне менять заложенное в нее при съемке. Волшебный световой рисунок невозможно создать в графическом редакторе, равно как невозможно радостные эмоции прифотошопить на кислые напряженные лица.

Есть два способа добиться красивого света: поймать живой либо создать искусственный.

Из интересных решений, построенных на живом солнечном свете, особенно хороши:

  • контровый свет. В зависимости от задачи можно снимать передний план темным силуэтом на фоне проработанной деталировки заднего, или, наоборот, «вытянуть» лица на переднем плане, а фон увести в «пересвет». А еще можно, подсветив с противоположной солнцу стороны отражателем, сделать картинку насквозь пронизанной светом;
  • арочный свет. Это разновидность мягкого бестеневого освещения, оно возникает в определенный момент при выходе из темной арки или из-под моста и очень хорошо для создания портретов;
  • «луч света в темном царстве». Это, например, когда все идут по тенистой аллее, и вдруг сквозь листву — ОН!

Основные источники искусственного света, используемые фотографами, — это внешняя вспышка и видеосвет, не так давно получивший широкое распространение в фотокругах. Также для дополнительной подсветки хорошо использовать отражатели — специальные лайт-диски или любые имеющиеся под рукой поверхности (в пространстве, например, это могут быть стены).

Видеосвет, который, как понятно из названия, раньше использовали только операторы, у фотографов сейчас очень в чести. Он создает эффект кадра из какого-нибудь фильма с «взаправдашним киношным» светом и спасает в тех случаях, когда в смысле естественного освещения ловить нечего. Вспомните, как здорово при параллельной съемке с видеооператором (в темном зале на банкете или в сумеречном загсе) отключить вспышку и, подстроившись под свет от его камеры, использовать на всю катушку такой нежданный подарок судьбы!

Наличие собственного видеосвета связано с определенными ограничениями в плане мобильности: кто-то грамотный должен его держать, а также таскать запасной аккумулятор. Но результат получается очень эффектный, множество ситуаций можно таким образом спасти, превратив ничем не примечательную картинку если не в шедевр, то во вполне интересную с графической точки зрения.

Если говорить о самых оперативных способах придать картинке сияние и «голливудность», то отражатель (в профессиональной терминологии — лайт-диск) — лучший друг фотографа.

Лайт-диски бывают трех оттенков: теплый золотой, холодный серебряный (или белый) и нейтральный, когда золотые и серебряные полосочки уравновешивают друг друга. Это вопрос вкуса, но мне почему-то больше всего нравится желтенький. Поклонники точных значений цветовой температуры могут меня осудить, но я люблю, когда в картинке присутствуют источники света разных цветов. Это только вопрос вкуса и лишнее доказательство того, что не существует единственно верного решения. На мой взгляд, сочетание теплого и холодного света придает картинке дополнительный объем и живописность.

Действует отражатель по принципу солнечного зайца, с которым все с детства знакомы: просто улавливается световой поток и направляется в нужную сторону.

При съемке против солнца для подсветки теней вместо вспышки можно использовать отражатель. Но при фронтальной подсветке «в лоб» надо учитывать, что блик получается очень яркий (по сути, вы пускаете гигантского зайца человеку в глаза). Долго вытерпеть такое сложно, люди начинают морщиться, слезиться и капризничать. Расстояние, на котором человек с отражателем находится относительно объекта съемки, также влияет на интенсивность и «ядовитость» отраженного потока. Конечно, это все по большей части справедливо для тех случаев, когда есть что напрямую отражать, но даже в пасмурный день он способен дать тепленький блик и оживить картинку.

Единственный минус: фотограф не может снимать и держать отражатель одновременно. Поэтому, как и в случае с видеосветом, нужен ассистент. Это оговаривается с заказчиками заранее, и, если присутствие ассистента не умещается в смету, а стиль работы фотографа допускает мобильность, можно воспользоваться кем-нибудь из гостей. Всегда найдется человек, который с удовольствием поиграет в помощника фотографа. Самое занятное, что есть талантливые держатели отражателя, а есть абсолютно бездарные, хотя, казалось бы, дело это совершенно нехитрое. Но кто-то чувствует свет, а кто-то нет. К тому же фотограф и держатель лайт-диска видят картинку под разными углами, и взаимопонимание в этом вопросе необходимо.

На свадьбе

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ

Мы никогда не узнаем, спровоцировал эту ситуацию фотограф или она сложилась сама собой — настолько всё выглядит эмоционально и естественно.

 

«Граждане, внедряйте культурку!..»

«То, что я делал неправильно,

возвращается ко мне обратно,

но не в качестве наказания,

а в качестве результата.»

Из фильма «Великая тайна воды»

Я абсолютно уверена: у каждой пары где-то есть «свой» фотограф, ребятам нужно только не полениться и хорошенько поискать, озаботившись этим как минимум за 4-5 месяцев. Если им наплевать как, лишь бы не очень дорого, или в фотографе видят только обслуживающий персонал («УплОчено! Пацанов в обнимку снять не забудь!»), результат последует соответствующий.

Когда запрос на съемку заказчик формулирует примерно как «Сделайте мне красиво!», предполагается что я, фотограф, знаю, как это — «красиво!». Вот тут важны идеологическое совпадение, общие эталоны красоты у заказчика и фотографа. (А то я сделаю, как мне красиво, а окажется, что требовались сердечки по всему кадру!)

 

Лирическое отступление

Из письма молодого фотографа Марины Г.: «Отношение жениха и невесты к фотографии было таким: „нам без разницы — как, главное — красиво, мы ничего не смыслим в ней”. Эта съемка мне настолько не понравилась, что я ее обработала на „дачном” мониторе…». Про «дачный» монитор я специально оставила, чтобы подчеркнуть драматизм ситуации: для максималиста, перфекциониста и владельца профессионального супермонитора обработать съемку на бюджетном «жидком» мониторе равносильно глубочайшей депрессии и потере веры в человечество.

Принцип «хочется чего-то роскошного, а чего — не знаю» обычно выливается в то, что фотограф принудительно внедряет свои представления о прекрасном. И если заказчики заранее не обеспокоились поиском «своего» фотографа, их могут ждать сюрпризы.

Поэтому, чтобы счастье было обоюдным, нужно стремиться к «братьям по разуму”. То есть если я по-прежнему люблю клубнику, а моей потенциальной рыбе упорно нравятся червяки, то нужно либо полюбить червяков, либо найти рыбу, которая клюет исключительно на клубнику. Перевоспитывать рыбу, как выясняется, практически бесполезно! Заказчики имеют полное право не хотеть облагораживаться за собственные деньги. Повлиять «в свою пользу» возможно только в случае, ежели человек к этому давно морально готов. Ну, или получает «окультуривание» в дар…

Если рассматривать свадебную фотографию как бизнес, а не как некое явление культуры, то применительно к заказчику это точно такой же товар, как и все, что продается-покупается. И если я хочу приобрести (за свои собственные деньги!) именно зеленый свитер, то попытки продавца всучить розовый вызовут протест и непонимание с моей стороны, несмотря на его искреннее желание открыть мне глаза на чудесные свойства ненавидимого мною цвета.

В общем, вопрос стыковки личного творчества и работы на заказ вобрал в себя самые противоречивые аспекты, и единого рецепта для его решения не существует. Когда я агитирую стремиться к такой гармонии: делать то, что любишь, и зарабатывать таким образом деньги, не надо в негодовании швырять в меня шишками. Это не так сложно, как кажется, и, если не придерживаться жизненной философии ослика Иа, нужная «степень просветления» со временем непременно будет достигнута. Другое дело, что есть ряд независящих от нас обстоятельств, которые сдвигаются с мертвой точки очень медленно…

Одна из возможных сложностей на пути к гармонии, возникающих исключительно из наших реалий, — это отсутствие культуры праздника. Что бросается в глаза на свадебных фотографиях «оттуда»? Такое впечатление, что все свадьбы шикарные, традиции красивые, а лица фотогеничные.

Наши возможности для достижения «европейских» результатов ограничены не финансово, нет — при наличии хорошего вкуса и фантазии из самой скромной по затратам свадьбы можно сделать прекрасный праздник. Расстраивает другое. При внушительном бюджете дорогая и, по идее, красивая свадьба может быть подпорчена элементарным отсутствием вкуса и добротного соответствующего образования: у визажиста, сопровождающей фирмы-организатора, в украшении кафе-ресторанов, разнобой и нестыковка в одежде гостей, включая свидетелей, и так далее.

Ну и сюда же, конечно, можно отнести сложившиеся стереотипы относительно времяпрепровождения: будто можно за два-три часа обскакать галопом все достопримечательности и создать при этом шедевры… Мне лично не встречалось удачной попытки совместить «гламур» с Медным Всадником. А то, что зовется традицией, иногда просто маскирует отсутствие культуры. Например, в Питере знаменитые гранитные шары на Стрелке Васильевского острова к вечеру превращаются в грязный и липкий от сладкого шампанского, заваленный до основания зелеными осколками монумент сами сформулируйте чему.

Конечно, у нас тоже есть роскошные свадьбы! К сожалению, пока чаще по форме. А по сути, пока культура праздника только начинает прививаться, слово «пьянка» многими почему-то воспринимается как синоним празднования.

У меня сохранился один агрессивный отзыв на статью трехгодичной давности, в которой я рассказывала про репортажный подход к съемке. С негодованием обманутого вкладчика «глас народа» вопиет: «Фотограф с такой позицией — это смерть всей прелести свадебной сказки! Она агитирует делать не свадебные фото, а какой-то документальный репортаж! Это ужас!

А где романтика этого дня?! Это же свадьба, а не хроника похода в загс!..». И дальше очень показательный пример того, как некоторые представители заказчиков воспринимают сложность работы фотографа: «Мне кажется, Ася очень хорошо устроилась: минимум энергозатрат на работу с молодыми, бегает вокруг и щелкает хроники пьянки… Получив подобный результат в свой свадебный альбом, я был бы очень недоволен фотографом!!! Если все так же начнут упрощать суть свадебной фотографии, то мы, потребители таких услуг (а я думаю, Ася все-таки просит за это деньги, а не работает за еду — это я бы еще понял), останемся в дураках!!!».

Смешно, конечно, но ведь «это говорит зритель, для которого мы работаем»! Свое видение «культуры свадьбы» человек сформулировал вполне определенно. И, похоже, всерьез полагает, что стараниями фотографа из его пьянки можно сделать праздник. А ведь он имеет полное право на самовыражение! Более того, он такой не один…

Ну да ладно, как говорил барон Мюнхгаузен голосом Янковского: «Ну не меняться же мне из-за каждого идиота!».

Кстати, вот мне интересно: «там», на условном Западе, гости дают советы фотографу, как лучше снимать, или это типично наша особенность?

 

Лирическое отступление:

Выражение «культурный шок» вспомнилось мне при виде одной из новинок прошлогоднего московского фотофорума… Гигантские «переливающиеся календарики» с невестами в березах поражают масштабами безвкусия (в прямом и переносном смысле: размер начинается от 30×45!) и количеством предложений. (Кстати в детстве я очень любила переливающиеся открытки. А еще фосфоресцирующие цвета и отвратительную сахарную вату.) Озираюсь в дебрях этой красоты и думаю: значит, это кому-нибудь нужно, правда?.. Судя по обилию предложений, на эту услугу возлагаются большие надежды.

 

Влюбленные вместеФото: Эдуард ЩЕРБАКОВ
При съемке этой фотографии использовался видеосвет — прекрасная альтернатива вспышке при необходимости дополнительной подсветки.

 

Озеро вдохновения

«Из окна его кабинета открывается чудесный вид на озеро, где Сибелиус любил черпать вдохновение…». Из путеводителя по Финляндии. Еще несколько лет назад свадебные фотографы делились на два основных типа:

  • «профи» (то есть только свадебная съемка);
  • «фотограф выходного дня» (свадебная фотография просто как способ подзаработать).

Причем весьма интриговало, где будет классно, а у кого напорешься на халтуру. Кстати «профи» до сих пор любят публиковать в Интернете длинные исследования на тему «почему вашу свадьбу можно доверить только профессионалу и ни в коем случае не…» — ну, и так далее. При этом фотографии, которые выложены в разделе «Портфолио», могут говорить совершенно об обратном.

Технический прогресс принес самые разные неожиданности. Появился третий тип — когда люди снимать практически не умеют вообще, но свадьбами уже зарабатывают! В «пленочные» времена это был бы анекдот, а сейчас — суровая правда. Часто ими оказываются обладатели дорогих камер и объективов, которые техническое качество снимка, сделанного камерой, ошибочно приписывают себе в творческие заслуги.

Конечно, это и грустно, и обидно! И здорово обесценивает работу фотографа в глазах людей с таким же э-э-э… назовем его своеобразным эстетическим подходом («Конечно хорошие фотографии, у тебя камера вон какая!»). Но много бубнить об этом смысла нет. Неконструктивно. Все течет, все меняется, и если когда-то профессионал действительно отличался от «простого смертного» наличием специальной техники и умением с ней обращаться, то теперь это различие упразднено стараниями фирм-производителей.

Обучение происходит намного быстрее, качество картинки можно оценить на ходу и тут же все перекроить, ежели надо. Наступает «момент истины»: если работы многоопытных профи оказываются неотличимы от фотографий зеленых новичков, становится понятно, кто выезжал только за счет аппаратуры. Но они не расстраиваются — ведь картинки-то стали еще резче!

Значит, нужно идти дальше и искать новые смыслы в знакомых понятиях. Творчество может быть ремеслом, а ремесло — творчеством.

За что можно любить свадебную фотографию, кроме возможности хорошо зарабатывать? За бездонные ресурсы, в которых хорошо черпать вдохновение, как Сибелиус из своего озера за окном кабинета: творческие силы, интересные идеи, красивые картинки, радость жизни! Выплескивать таким образом свою любовь к окружающему миру, переживая вместе с красивыми от счастья людьми состояние влюбленности, полета, творчества, созидания, громко провозглашая картинками: «Посмотрите, жизнь — прекрасная штука!».

После хорошей, «на подъеме» свадебной съемки позитивная энергия в разы перекрывает усталость от целого дня физически нелегкой работы. И если заниматься тем, что действительно любишь, тогда будут и вдохновение, и драйв, и смысл в жизни. В общем, все то, чего лишен подход по принципу «сейчас это очень модно», или «это так престижно», или «надо же что-то есть»…

Кстати, если говорить о престиже, то применительно к занятию фотографией он ныне под большим вопросом: сейчас такое количество людей с фотоаппаратами, что скоро будет более престижно быть НЕфотографом, чем таковым.

Ну, чтобы хоть чем-то выделяться…

Продолжение в следующем номере.

 

В метро

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ
На этой картинке очевидна ее постановочная природа и можно только порадоваться за фантазию фотографа и очень красивый прием с проезжающим поездом метро и замершей парой.

 

В зеркале

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ
Прием с отражениями — пусть не новый, но при интересном использовании всегда уместный ход.

дети на свадьбе

Фото: Олеся ГУДКОВА

Невеста

Фото: Олеся ГУДКОВА

При съемке этой фотографии использовался видеосвет — прекрасная альтернатива вспышке при необходимости дополнительной подсветки.

Влюбленные

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ

 

Жених и невеста

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ

Жених и невеста

Фото: Максим НИКОЛАЕВ
Очень интересное композиционное решение. Графическое построение кадра — полностью заслуга фотографа и используется абсолютно сознательно, независимо от того, выстраивает он картинку искуственно или ловит на ходу.

Невеста

Фото: Ася ГОРДЕЕВА
Солнечный квадрат на полу и блик от золотистого отражателя на лице и плечах. Это сочетание выстраивалось не нарочно, просто удачно использована естественно сложившаяся ситуация.

Жених и невеста

Фото: Эдуард ЩЕРБАКОВ
Наполнение картинки очень сильно зависит от того, объектив с каким фокусным расстоянием использует фотограф. Как влияет выбор оптики на пространство в кадре, подробнее рассмотрим в следующем номере.

0
10 сентября 2014

Отзывы и комментарии

Связанные статьи
Новости по теме
Тесты по теме
Обзоры по теме
Советы по теме
Мастер-классы по теме
Видео по теме

Связанные статьи

10 сентября 2014
+3
0
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I
Фотошкола

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть I

Удивительная все-таки вещь — свадебная фотография! Кипение страстей, которое разворачивается вокруг этого жанра, не свойственно, пожалуй, никакому другому направлению фотосъемки. Диапазон переживаний — от негодования до восторга: «Халтура! — Нет, искусство! — Нет, просто кормушка для циничных негодяев! — Да нет же, это бизнес! — А я честный фотограф и много денег не беру!», и так далее, с разной степенью пафосности… Свадебная Фотография — блестящая королевна и затюканная падчерица одновременно: ее презирают матерые фоторепортеры за конформизм, но при этом она фантастически прекрасна у действительных мастеров своего жанра.

10 сентября 2014
0
0
Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III
Фотошкола

Wedding-фотография: двигаться дальше... Часть III

Приближение лета в этом году ощущалось особенно остро благодаря количеству грядущих мастер-классов, посвященных именно свадебной съемке. Мастера, известные и не очень, в разных уголках страны раскрывали жаждущим подготовиться к «сезону» секреты wedding-фотографии…

Новости по теме

19 сентября 2017
0
0
Выставка «Фотоальбом Анри Картье-Брессона.  1932–1946»
Фотоафиша

Выставка «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946»

Мультимедиа Арт Музей, Москва продолжает знакомить с творчеством великого французского фотографа, одного из основоположников гуманистического направления в фотографии и сооснователя легендарного фотоагентства «Магнум» — Анри Картье-Брессона. В 2000 году в рамках Третьего московского международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2000» в музее «Московский Дом фотографии» с огромным успехом прошла выставка «Анри Картье-Брессон. СССР: 1950–1970», сегодня МАММ представляет выставку «Фотоальбом Анри Картье-Брессона. 1932–1946», рассказывающую о раннем периоде творчества фотографа.

19 сентября 2017
0
0
Выставка Марио Джакомелли  «Поэтика ландшафтов»
Фотоафиша

Выставка Марио Джакомелли «Поэтика ландшафтов»

Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет персональную выставку выдающегося итальянского фотографа Марио Джакомелли (1925–2000) «Поэтика ландшафтов». Впервые МАММ показал работы Джакомелли в рамках Седьмого международного месяца фотографии в Москве «Фотобиеннале 2008».

19 сентября 2017
0
0
Компактная камера Canon G1X Mark III выйдет в октябре?
Презентация

Компактная камера Canon G1X Mark III выйдет в октябре?

Согласно последним сведениям, компактная камера CanonG1XMark III появится в октябре. Точная дата пока неизвестна, но согласно утечки информации ее выход на рынок ожидается 17 октября 2017 года.

19 сентября 2017
0
0
Улучшение функционала и производительности LUMIX DC-GH5: обновление прошивки версии 2.0
Презентация

Улучшение функционала и производительности LUMIX DC-GH5: обновление прошивки версии 2.0

Внимательно выслушав фотографов, операторов и видеографов по всему миру, которые используют LUMIX GH5 в своей повседневной работе, инженеры Panasonic выбрали наиболее востребованные функции и подготовили обновление ПО, которое расширило функционал камеры и исправило обнаруженные недочеты. Очень важно, что это не просто очередное обновление прошивки, а существенное улучшение функциональных возможностей и производительности, которые так необходимы профессиональным пользователям GH5.

17 сентября 2017
0
0
Следующий! Nikon готовит к выпуску зеркальную камеру DF2
Новости компаний

Следующий! Nikon готовит к выпуску зеркальную камеру DF2

В недавнем интервью Tetsuro Goto, директора лаборатории исследований и разработок Nikon Japan, выяснилось, что Nikon работает над модернизацией камеры DF2 в ретро-дизайне. В предстоящей модели может быть использован либо матрица из флагмана Nikon D5, либо из горячей новинки - Nikon D850. Система AF-автофокуса получит также флагманское обновление - до системы автофокусировки по всему кадру в 153 точках, а базовая спецификация также заметно обновится. Ретро-дизайн Nikon DF2 сохранится в прежнем виде.

15 сентября 2017
0
0
Nikon объявляет о начале продаж фотокамеры D850 в России
Презентация

Nikon объявляет о начале продаж фотокамеры D850 в России

Компания Nikon объявляет о начале продаж в России новой цифровой зеркальной фотокамеры D850, которая задает новые стандарты качества фото- и видеосъемки. Она обладает сочетанием высокого разрешения, скорости и светочувствительности, позволяя создавать безупречные снимки как в студии, так и в отдаленных уголках планеты.

14 сентября 2017
+1
0
Nikon D850. На что мы надеялись и что получили
Презентация

Nikon D850. На что мы надеялись и что получили

Nikon официально объявила о выпуске своей новой камеры D850. Поскольку многочисленные слухи раскрыли заранее характеристики камеры, анонс не был сюрпризом, но теперь о камере известно больше и уже из официальных источников. Предлагая датчик изображения с разрешением 45.7MP и максимальной частотой 9 кадров в секунду с системой автоматической фокусировки, унаследованной от D5, новая D850 выглядит очень впечатляющей камерой.

14 сентября 2017
0
0
Canon объявляет о выпуске четырех профессиональных видеокамер, в том числе моделей с поддержкой формата 4K 50P
Презентация

Canon объявляет о выпуске четырех профессиональных видеокамер, в том числе моделей с поддержкой формата 4K 50P

Компания Canon объявила о пополнении своей линейки профессиональных видеокамер четырьмя новыми моделями. Две из них, XF405 и XF400, снимают в формате 4K с частотой 50P, а две другие — XA15 и XA11 — в разрешении Full HD. Эти компактные и легкие камеры, оснащенные первоклассной оптикой и высококачественными CMOS-датчиками и обладающие завидным арсеналом функций, подойдут широкому кругу профессионалов.

14 сентября 2017
0
0
Canon Legria GX10: потрясающая 4K-видеокамера для создателей современного контента
Презентация

Canon Legria GX10: потрясающая 4K-видеокамера для создателей современного контента

Canon представляет новый класс видеокамер для любителей, увлеченных съемкой важных историй и моментов. Будь то захватывающее приключение или памятное семейное событие — в любых условиях видеокамера Legria GX10 гарантирует вам исключительное качество съемки. Благодаря расширенным возможностям и высочайшей надежности новое устройство для видеозаписи в формате 4K 50p будет востребовано всеми, кто любит снимать великолепные истории и постоянно стремится повышать уровень своего видео.

13 сентября 2017
+1
0
В Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация книги Валерия Фаминского «V.1945»
Презентация

В Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация книги Валерия Фаминского «V.1945»

В ближайшее воскресенье, 17 сентября в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдёт презентация книги военных фотографий Валерия Фаминского «V.1945».

Тесты по теме

20 сентября 2017
+1
0
Canon 6D Mark II протестирована в лаборатории DXO Mark
лабораторный тест

Canon 6D Mark II протестирована в лаборатории DXO Mark

Камера Canon 6D Mark II недавно была протестирована в лаборатории DXO Mark и по результатмосновных испытаний набрала всего 85 очков.Отметимв сравнении с другими моделями Canon довольно низкий показатель светочувствительности, равный 2862 ISO, и динамического диапазона не превышающий 11.9 Evs. В линейке похожих камер Canon зеркалка 6D Mark II получила наименьший рейтинг. Более подробная информация содержится в таблице

14 сентября 2017
+1
0
Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор
тест-драйв

Тест новой камеры Nikon D850 на Розе Хутор

В сентябре начинаются продажи новой флагманской модели зеркального фотаппарата Nikon D850. Эта камера уже успела наделать шуму своими возможностями и характеристиками. Мне, как амбассадору Nikon, выпала возможность одним из первых протестировать новинку в деле. Пока я был в Красной Поляне в Россию привезли первый и единственный образец камеры и сразу же отправили её ко мне. Что я думаю о новом фотоаппарате? Читайте ниже и смотрите сделанные фотографии

4 сентября 2017
+2
0
Тест и особенности Nikon D7500
соло-тест

Тест и особенности Nikon D7500

Выход Nikon D7500 стал событием очень неоднозначным. С одной стороны всего год назад вышла феноменальная камера Nikon D500, которая заставила поверить, что профессиональная камера не обязательно должна быть полнокадровой. С другой стороны, Nikon D7200 стала настоящей народной зеркалкой, совместившей отличную эргономику, продвинутый функционал и доступную цену.

22 июля 2017
0
0
Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S 85/1.8 G FX на фотоаппарате Nikon D700.

Любите ли вы фокусное 85 мм так, как люблю его я, или вы просто еще не «научились его готовить»? Объективы 85 мм считаются «классическими портретными», но я не стал бы ограничивать их применимость преимущественно портретной фотографией: я долгое время таскал в сумке комплект из двух объективов – 35 мм и 85-мм – его хватало на подавляющее большинство задач фотолюбителя. Портреты я снимаю редко и «восемьдесят-пятка» успешно выполняла роль умеренного телевика.

23 января 2017
0
0
Обзор и тестирование объектива Canon EF 40 mm f/2.8 STM
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Canon EF 40 mm f/2.8 STM

Я с нетерпением ждал на тест Canon EF 40/2.8 STM: испытываю привязанность и нежные чувства к объективам-блинчикам, да и Canon не часто балует новинками бережливых пользователей. Canon EF 40/2.8 STM – первый «блин» в системе EOS, а рекомендованная производителем цена в 200 долларов США делает его 3м самым недорогим объективом в линейке Canon EF (после EF 50/1.8 II и EF 75-300/4-5.6 III). Объектив анонсировали 8 июня 2012 года одновременно с Canon EOS 650D.

19 января 2017
+1
2
Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S DX 35/1.8 G
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Nikon Nikkor AF-S DX 35/1.8 G

Объективов с постоянным фокусным расстоянием, разработанных под формат APS-C, не так много. Объяснение лежит на поверхности: зачем выпускать модели, дублирующие уже существующие полнокадровые, да еще и с меньшей ценой (ведь предлагать их по цене равной или превышающей цену «старших братьев» бессмысленно)? Отчасти именно поэтому такую популярность завоевала Sigma AF 30/1.4 EX DC HSM, выпущенная в 2005 году и ставшая для многих владельцев «кропнутых» фотоаппаратов «нормальным» или «штатным» объективом.

18 января 2017
0
0
Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC
соло-тест

Обзор и результаты тестирования объектива Tamron SP 35mm f/1.8 Di USD VC

Tamron, второй по величине сторонний производитель объективов, решил последовать примеру Sigma и изменить имидж и восприятие марки: стать не «бюджетной альтернативой «родным» объективам», а полноценным их конкурентом. Параллели с действиями Сигмы явные: глубокий редизайн экстерьера, выделение новинок в отдельную серию (в случае с Тамроном – «новая SP-линейка»), док-станция (консоль) для самостоятельной юстировки совместимых объективов в ассортименте, выход в сегменты, где продукция компании ранее не присутствовала.

3 января 2017
0
1
Обзор и тестирование объектива Yongnuo YN 35 mm f2.0
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Yongnuo YN 35 mm f2.0

Летом этого года на тесте побывал первый из анонсированных Yongnuo автофокусных объективов – Yongnuo YN 50/1,8. «Полтинник» оставил двойственное впечатление: с одной стороны, объектив сохранил все минусы модели, с которой он был скопирован – старичка Canon EF 50/1.8 II, с другой - эти минусы предлагались по цене в 2 с лишним раза ниже. Героем сегодняшнего теста стал второй в линейке объективов Yongnuo – YN 35/2, вышедший на рынок весной 2015 года и продающийся на момент написания обзора по цене от 95 долларов.

3 января 2017
0
0
Обзор и тестирование объектива Samyang 35 mm f/1.4
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Samyang 35 mm f/1.4

Samyang на протяжении последних нескольких лет доказал, что отличные оптически объективы могут быть относительно недорогими. Продукция Samyang небезупречна, неавтофокусна, непафосна, но - на вложенный рубль возвращает очень много изображения.

1 января 2017
0
0
Обзор и тестирование объектива Canon EF 35mm f/2.0
соло-тест

Обзор и тестирование объектива Canon EF 35mm f/2.0

Мне по душе фокусное 35 мм: умеренно шире привычного 50 мм, но без присущих настоящим «ультра-ширикам» излишней искаженности – как раз для неторопливой пейзажной съемки. Я с опаской брался за тестирование Canon EF 35/2 по смешной, но немаловажной причине: не хотелось, потратив немалые деньги на Canon EF 35/1.4L USM, задаться вопросом «А стоило платить за «Эльку» в 4 с лишним раза больше?»

Обзоры по теме

4 марта 2017
0
0
Киллер iPhone уже в России: Обзор смартфона Le Pro3
обзор модели

Киллер iPhone уже в России: Обзор смартфона Le Pro3

Смартфон Le Pro3 относится к бурно развивающейся сейчас нише «убийц» -топовых и беспредельно дорогих смартфонов именитых брендов. 60 тысяч рублей и более – не предел. А за что, собственно? Новоявленные бренды Xiami, LeEco, Meizu и другие считают, что глупо переплачивать лишь за раскрученный шильдик,если за ту же самую и даже более крутую аппаратную начинку можно заплатить в разы меньше.

24 октября 2016
+2
0
Сергей Горшков: Мои знакомые медведи
Фотоискусство

Сергей Горшков: Мои знакомые медведи

За годы работы с медведями я выработал для себя правила общения с этими хищниками. Я никогда не прячусь от медведя. Медведь, обязательно должен знать о моем присутствии. Медведь которого я могу видеть всегда лучше, чем медведь которого я не могу видеть. Неожиданное появление человека перед медведем может спровоцировать его на атаку. У каждого медведя есть свое личное пространство. У одного зверя это 50 метров у другого это 2 метра. И эту границу они ни когда не нарушают сами и не дают нарушать и мне. Нарушение этой границы у большинства медведей вызывает агрессию или испуг который может перерасти в агрессию. Поэтому, прежде чем начать снимать, надо изучить расстановку сил.

16 июня 2016
+3
0
Nikon D5. Основной функционал
обзор функций

Nikon D5. Основной функционал

Сердце Nikon D5 - новый 20,8-мегапиксельный полнокадровый сенсор собственного производства. Хорошая новость для тревел-фотографов, которым раньше в дополнение к репортажной D4s приходилось брать D800 или D810 для пейзажей. Теперь разрешения камеры должно хватить и для пейзажной съемки. Подобное большое разрешение матрицы позволяет также незначительно кадрировать фотографию, если у вас не получилось идеально выстроить кадр во время съемки. Для пейзажистов лишние мегапиксели также не будут лишними. Так, например, съемка в технике стеккинга заставляет после итоговой склейки слегка обрезать кадр, так что иметь лишний запас по разрешению совершенно не помешает.

7 апреля 2016
+1
0
Проектор Sony VPL-HW65ES: второе дыхание по всем функциям
обзор модели

Проектор Sony VPL-HW65ES: второе дыхание по всем функциям

Sony VPL-HW65ES — новинка в серии серьезных Full HD проекторов, которая спустя два года сменила заслуженного ветерана рынка — VPL-HW55ES. Jбновленная модель получила новые «мозги», представленные процессором Reality Creation, доставшийся ей от старших 4К проекторов. Мощный процессор реализует технологию по интерполяции кадров, шумоподавлению и прочее на новом уровне, заметно быстрее выполняя большой объем вычисления «на лету»...

22 января 2016
0
0
В объективе Nikon: на остров Кунашир с Иваном Дементиевским
Фотоискусство

В объективе Nikon: на остров Кунашир с Иваном Дементиевским

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Иван Дементиевский — фотограф, путешественник, журналист. Родился в Непале, долгое время работал в банке, но однажды решил в корне изменить свою жизнь и стать фотографом-путешественником. Вместе с Иваном мы отправимся на Кунашир сделать съемку важной достопримечательности этих мест — мыса Столбчатый.

22 января 2016
0
0
В объективе Nikon: путешествие по Карелии с Антоном Юшко
Фотоискусство

В объективе Nikon: путешествие по Карелии с Антоном Юшко

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. За 35 лет работы фотограф и спелеолог Антон Юшко сфотографировал полторы сотни пещер по всему миру. Последние годы его особенно интересуют пещеры, расположенные в районе Северного Приладожья. Туда он и отправился для проекта Nikon.

21 января 2016
0
0
«В объективе Nikon»: Анна Яценко. Красноярские столбы
Фотоискусство

«В объективе Nikon»: Анна Яценко. Красноярские столбы

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Анна Яценко родилась в Норильске, живет и работает в Москве. Фотографирует животный мир в диких условиях, публиковалась в журналах National Geographic Traveler и «Русский репортер», победительница многочисленных конкурсов. Съемочная группа программы «Фотоэкспедиция «Россия». В объективе Nikon» отправилась с Анной Яценко в Красноярск.

21 января 2016
0
0
«В объективе Nikon»: на Белое море с Александром Семеновым
Фотоискусство

«В объективе Nikon»: на Белое море с Александром Семеновым

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Встречайте, Александр Семенов, выпускник кафедры зоологии беспозвоночных, подводный фотограф и начальник водолазной службы Беломорской биологической станции МГУ. Александр расскажет нам, что такое научная фотография, как техника Nikon помогает ученым изучать морских обитателей, и даст подробные инструкции о том, где и как снимать северное сияние.

21 января 2016
0
0
«В объективе Nikon»: в глубинах Байкала с Виктором Лягушкиным
Фотоискусство

«В объективе Nikon»: в глубинах Байкала с Виктором Лягушкиным

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Виктор Лягушкин — один из лучших подводных фотографов России. Его снимки, опубликованные в известных мировых изданиях, — эталон подводной съемки. Именно его глазами мы видим Ордынскую Пещеру, глубины Баренцева и Белого морей и Голубого озера. А теперь экспедиция Nikon готова нырнуть вместе со своим амбассодором в глубины озера Байкал.

20 января 2016
0
0
«В объективе Nikon»: Северная Осетия-Алания вместе с Александром Железняком
Фотоискусство

«В объективе Nikon»: Северная Осетия-Алания вместе с Александром Железняком

Компания Nikon и телеканал Моя планета представляют новый головокружительный проект. Десять известных российских фотографов отправляются на поиски самых захватывающих видов России. Александр Железняк — фотограф, амбассадор Nikon в России, главный редактор National Geographic Traveler. Вместе с Александром мы отправимся в Северную Осетию.

Советы по теме

4 сентября 2017
0
0
Маска, маска, я тебя знаю: обработка пейзажа с помощью  яркостных масок
Фотошкола

Маска, маска, я тебя знаю: обработка пейзажа с помощью яркостных масок

Одна из самых распространенных ситуаций при съемке пейзажа это невозможность запихнуть сцену со слишком широким динамическим диапазоном в один кадр. То небо слишком яркое, то земля слишком темная. И даже если камера показывает, что кадр проэкспонирован без пересветов и недодержек, то обработать его так, чтобы проявилось фактурное небо, часто неполучается. Для таких ситуаций есть ряд техник, которые позволят вытянуть на фотографии слишком яркие света и аккуратно и естественно вмонтировать их на фотографию.

4 сентября 2017
0
0
Композиция в пейзажной фотографии
Фотошкола

Композиция в пейзажной фотографии

Композиция - важнейшая составляющая любого визуального произведения. И это касается не только картин и фотографии. Одинаковые правила композиции действуют практически во всем изобразительном искусстве - от скульптуры до градостроительства. Но сегодня мы рассмотрим исключительно фотографию, причем пейзажную.

4 сентября 2017
0
0
Съемка людей в путешествии
Фотошкола

Съемка людей в путешествии

Кто-то старается в поездках снимать только природу. Кто-то фокусируется на животных и растениях. Но я считаю, что любое место, куда мы попадаем, приобретает свой особый колорит благодаря людям, которые там живут. Приехать из путешествия и не привезти ни единой фотографии людей - значит выкинуть из своего визуального повествования огромный кусок информации. Возможно, самый важный кусок. Давайте разбираться, как привезти из поездки интересные портреты людей.

31 августа 2017
0
0
Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.
Фотошкола

Пейзаж - самый сложный жанр. Подготовка и съемка.

Многие начинающие фотографы считают, что снимать студийный портрет сложно. И спорт тоже снимать сложно. И свадьбы тоже снимать сложно. А вот пейзаж - просто. Конечно, ведь природа сама за вас постаралась - создала горы, высадила деревья, проложила каньоны с реками и разлила озера. Фотографу остается только кнопку нажать. Только вот есть одна небольшая проблема. Как только кнопка нажата и картинка появилась на экране камеры, сразу начинается: “Ну на самом деле было гораздо красивее”. Как думаете, почему так получается? Давайте попробуем разобраться и найти несколько способов приблизить свою фотографию к тому образу, который мы увидели в природе.

28 сентября 2016
+1
0
Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму
Фотошкола

Смотрите шире. Снимаем и склеиваем панораму

Вам когда-нибудь казалось, что фотографии со стандартным для зеркалок соотношением сторон 2:3 какие-то тесные, так хочется заглянуть за их край, перевести взгляд за границу кадра, узнать, что там происходит. А все дело в том, что мы видим гораздо шире, воспринимаем мир панорамно. Так давайте попробуем такие панорамы снять, чтобы затем заглянуть за все края разом.

28 сентября 2016
0
0
Против света. Съемка в контровом освещении
Фотошкола

Против света. Съемка в контровом освещении

Свет может изменить любую сцену, и фотографу очень важно чувствовать свет и понимать, как использовать разное положение источников относительно объекта для того, чтобы создать нужное настроение в кадре. Работать с боковым или фронтальным светом просто. Куда сложнее работать с контровым светом - светом, находящимся непосредственно за объектом съемки. Сложнее, но интереснее. В этом материале мы не будем рассматривать студийную съемку, а поговорим о тех случаях, когда источник света только один, но зато самый мощный - Солнце.

28 сентября 2016
0
0
В путь с камерой. Тревел-фотография
Фотошкола

В путь с камерой. Тревел-фотография

Путешествие. Есть что-то магическое в этом слове. Огромный мир за дверью дома. Невероятные пейзажи, неожиданные встречи, чья-то непривычная культура, еда, города, полные самых разных звуков и запахов. Сегодня мир открыт, путешествовать стало гораздо проще. Проложи маршрут, собери рюкзак - и в путь. И все больше людей добавляют в свой набор путешественника камеру. И получается, что они уже не просто путешественники, а тревел-фотографы. Но что же такое на самом деле тревел-фотография?

28 сентября 2016
0
0
Герой нашего времени. В пейзаже
Фотошкола

Герой нашего времени. В пейзаже

Есть мнение, что пейзаж должен быть свободен от человека. Ничего антропогенного, только чистая первозданная природа. Я знал фотографов, которые не снимали потрясающий пейзаж, потому что в кадр попадала дорога. На одной из фотографий плато Маньпупунер редактор убрал человека, поставленного там для масштаба. Такой формат, сказали мне тогда. Но чем больше мы снимаем, тем больше понимаем, что даже самый крутой пейзаж маленький человек может сделать еще круче, или дотянуть до высокого уровня пейзаж посредственный. Что нам может дать герой? Для начала: присутствие привычного объекта позволит оценить масштабы происходящего. Стоит сказать, что с этой задачей может справиться не только человек, но и любое животное, дом или автомобиль. Но это далеко не самое важное.

13 сентября 2016
0
4
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2
Фотошкола

Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 2

В предыдущем номере нашего журнала была опубликована первая часть статьи Георгия Розова, посвященная тому, как знание свойств и особенностей устройства фотографической техники помогает фотографу не упускать возможности сделать хороший кадр. Точнее, увидеть возможность снять его. Слова «смотреть» и «видеть» вовсе не синонимы. В этом номере дается вторая — заключительная часть.

13 сентября 2016
0
0
Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 1
Фотошкола

Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 1

Если банальности житейской мудрости — нормы поведения, то для творческого процесса — финишная черта, за которой смерть. Узнаваемость образа, его банальность — важная составляющая успеха снимка. Но небанальность фотографического решения — еще важнее. Вот, например, все знают, что курить вредно. Это банальность. Но, чтобы ее осознание заставило человека отказаться от пагубной привычки, надо, чтобы прозвенел звоночек. Вот когда судьба шмякнет сапиенса по умной голове и зазвенит в ней громко, до боли в перепонках, вот тогда осознание банальности становится побудительным мотивом к действиям.

Мастер-классы по теме

4 сентября 2017
0
0
Nikon D7500
Спецпроект

Nikon D7500

По набору своих функций Nikon D7500 - камера для амбициозных любителей, которые уже понимают, что именно им нужно, и хотят увидеть в своей камере набор профессиональных функций за адекватные деньги. Это камера для путешественника, которая при своем малом весе позволит отработать подавляющее большинство сюжетов, которые могут попасться вам в далеких странах. Она вполне может приглянуться профессионалам, которые хотят дополнить свой рабочий комплект второй камерой, которая могла бы закрыть недостатки основной.

31 января 2017
+1
0
Мастер-класс Екатерины Васягиной «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества»
мастер-класс

Мастер-класс Екатерины Васягиной «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества»

В ближайшую субботу, 4 февраля, в 15.00 в Галерее Классической Фотографии пройдет мастер-класс фотографа Екатерины Васягиной на тему «Обработка фотографий: на грани реальности и творчества».

13 октября 2016
0
0
Тест-драйв Nikon D500
Спецпроект

Тест-драйв Nikon D500

Nikon D500 камера необычная. При своей цене и огромных возможностях это совершенно точно не игрушка и не первая камера для человека, который еще только хочет понять, что ему нужно от фотосъемки. Перед нами полноценный рабочий инструмент. D500 хороша как вторая камера в дополнение к Nikon D810. Это будет особенно удобно, если учесть, что в D500 используется те же карты формата SD и тот же тип аккумуляторов EN-EL15, что и в восьмисотке. Тяжелая и медленная полнокадровая камера отлично справляется с пейзажами, но Nikon D500 с ее высокой скорострельностью, точным автофокусом и отличной работой на высоких ISO позволит вам гораздо эффективнее снимать динамичный репортаж и работать при недостаточном свете.

9 августа 2016
0
0
Тестовые снимки Nikon D5
Спецпроект

Тестовые снимки Nikon D5

Новый флагман удался. Практически без всяких «но», если не считать неуверенную работу на избыточно-высоких значениях ISO. В остальном в Nikon D5 великолепно все - автофокус, экспозамер, скоростная съемка, цвета, пыле- и влагозащищенный корпус. Новая камера имеет все шансы завоевать свое место не только в рюкзаках фоторепортеров и спортивных фотографов, но и путешественников, которые вынуждены снимать широчайший спектр сюжетов, от пейзажа до спорта, и обязаны сделать это хорошо, без права на ошибку и без страха за то, что камера откажет в тяжелых климатических условиях, набравшись пыли, песка и влаги.

5 февраля 2016
0
0
Обзор Nikon D5500
Спецпроект

Обзор Nikon D5500

Инженеры Nikon достаточно жестко отделили камеру любительского сегмента Nikon D5500 от более старших моделей по всем параметрам - от системы фокусировки до расположения органов управления. Даже питается она от того же типа аккумуляторов EN-EL14a, что и камеры самого начального уровня серии D3000. Тем не менее, любительский миниатюрный Nikon D5500 – это мощный и гибкий инструмент, который предоставляет фотографам обширный функционал и открывает дорогу к профессиональному росту.

29 июля 2015
0
0
Тестовые фотографии Nikon D7200
Спецпроект

Тестовые фотографии Nikon D7200

Новая фотокамера Nikon D7200, которая по набору технологий и удобству управления аналогична полупрофессиональной камере D750. Она мало в чём уступает ей по качеству съемки, зато по массе, габаритам и сменной оптике более привлекательна для активно перемещающихся фотографов, а также для репортеров, которые всегда в гуще динамичных событий.

17 января 2015
0
0
Тестовые снимки Nikon D750
Спецпроект

Тестовые снимки Nikon D750

На сегодняшний день Nikon D750 является лучшей полноформатной зеркальной камерой для творческого фотографа. Огромное количество настроек может удовлетворить большинство опытных пользователей. Многие мои знакомые, профессиональные фотографы и энтузиасты съемки в дикой природе, уже приобрели эту камеру и вполне довольны покупкой. Имейте в виду, что для раскрытия потенциала камеры необходима профессиональная светосильная оптика и уверенная работа со специальным фотографическим программным обеспечением.

16 декабря 2014
0
0
Тестовые снимки Canon G1X Mark II: взгляд на звездную ночь
Спецпроект

Тестовые снимки Canon G1X Mark II: взгляд на звездную ночь

Поиски идеальной камеры, наверное, закончатся только тогда, когда мы научимся записывать впечатления прямо в мозг и легко их оттуда извлекать по первому требованию, да ещё в форме, которую можно показать или передать другим. Но пока каждый ищет для себя оптимальный вариант среди технических устройств, предлагаемых производителями. В этом спецпроекте мы расскажем о трех компактных камерах Canon, которые по своим качествам способны устроить фотографов с самой разной подготовкой и пригодиться им как на отдыхе, так и в работе.

8 декабря 2014
0
0
Тестовые снимки Canon Powershot G7X
Спецпроект

Тестовые снимки Canon Powershot G7X

Обычные компакты с маленькими сенсорами активно вытесняются смартфонами. Но камеры, оборудованные дюймовым сенсором, — совсем другое дело, поскольку они способны серьезно расширить сферу применения аппарата. PowerShot G7 X разработана для тех, кому важно всегда иметь под рукой небольшую камеру с безупречным качеством снимков в любых ситуациях: от гладиаторского футбола до звездных пейзажей. Есть такая камера! Творческие возможности новинки Canon превосходят ожидания даже искушенных мастеров фотографии.

24 ноября 2014
0
0
Визуальный обзор Canon Powershot G16: снимет быстрее, чем вы подумаете
Спецпроект

Визуальный обзор Canon Powershot G16: снимет быстрее, чем вы подумаете

Эта по-настоящему карманная камера намного превосходит обычные «мыльницы» по качеству съемки и обладает серьезным потенциалом, сравнимым с зеркальными камерами полупрофессионального класса. Она способна раскрыть свой потенциал в руках как опытного фотографа, творческой личности, так и новичка в фотографии.

Видео по теме

18 сентября 2017
0
0
Амбассадоры Nikon тестируют зеркальную камеру D850
видеообзор

Амбассадоры Nikon тестируют зеркальную камеру D850

D850 предоставит любому фотографу гибкие возможности для творчества и демонстрации своего мастерства, в каком бы жанре он ни работал – будь то пейзажная съемка, спортивный репортаж, свадебная фотография, fashion или видеосъемка. Именно такой вывод можно сделать, посмотрев подробный видеоролик, в котором амбассадоры Nikon протестировали новую камеру в самых разных условиях съемки. Смотрите, очень интересно!

14 сентября 2017
+2
0
Вау-эффекты новой камеры Nikon D850
видеообзор

Вау-эффекты новой камеры Nikon D850

В этом видео мы поделимся нашими впечатлениями от анонса новой полнокадровой зеркалки Nikon D850. Эта камера объединила в себе лучшее от быстрых репортажных аппаратов и медленных студийных - огромное разрешение сеносра 46 МП, минимальное ISO 64 и максимальное ISO 25600, быструю серийную съемку до 9 кадров за секунду, 153-точечный модуль автофокуса, съемку видео в 4K без кропа, Full HD до 120 fps, самый большой и светлый видоискатель, поворотный сенсорный 3.2-дюймовый дисплей 1024х768 точек, функцию focus shift, 8K timelaps, silent mode, electronic shutter, отличную автономность и подсветку клавиш.

4 сентября 2017
0
0
Видео Nikon D7500: автофокус и электронная стабилизация
видеообзор

Видео Nikon D7500: автофокус и электронная стабилизация

Видео меньшего разрешения Nikon D7500 снимает без дополнительного кропа и с частотой кадров до 60 к/сек. Также для этих разрешений в дополнение к оптической стабилизации доступна электронная.

4 сентября 2017
0
0
Видео Nikon D7500: автофокус в режиме широкой точки фокусировки
видеообзор

Видео Nikon D7500: автофокус в режиме широкой точки фокусировки

В режиме видеосъемки камера перестает работать с быстрым и цепким фазовым датчиком и переходит на контрастный датчик автофокуса.

4 сентября 2017
0
0
Видео Nikon D7500: 4К-таймлапс
видеообзор

Видео Nikon D7500: 4К-таймлапс

Камера Nikon D7500 может снимать 4K-таймлапсы, причем на интеллектуальном уровне - не как работ, фиксируя отдельные кадры, а как смонтированный ролик. 0 комментариев

4 сентября 2017
0
0
Видео Nikon D7500: ролик 4K
видеообзор

Видео Nikon D7500: ролик 4K

Камера Nikon D7500 может снимать 4K-видео с частотой 30 кадров в секунду роликами по 30 минут, что неплохо. Правда, в режиме съемки 4K камера работает не со всей площадью сенсора, а с дополнительным кроп-фактором 1,5. Об этом стоит помнить, подбирая широкоугольную оптику для видеосъемки, так как даже 18 мм штатного объектива при съемке в 4К превратятся в 27 мм.

6 июня 2017
+1
0
Итоги конкурса "Кофейная рапсодия"
видеообзор

Итоги конкурса "Кофейная рапсодия"

В этом видео подведем итоги и назовем победителей открытого фотоконкурса «Кофейная рапсодия»

1 мая 2017
0
0
Фотоконкурс Кофейная рапсодия
Новости

Фотоконкурс Кофейная рапсодия

Друзья, у меня для вас очень интересная новость! Буквально на днях открылся прием работ на Фотоконкурс рекламной фотографии «Кофейная рапсодия»! Это полностью открытый конкурс - для всех желающих и абсолютно бесплатный. При этом есть самые настоящие призы от компаний спонсоров. Все подробности рассказал на видео.

5 марта 2017
0
0
Смартфон Le Eco Pro 3: ночная съемка 1
видеообзор

Смартфон Le Eco Pro 3: ночная съемка 1

Снимать на смартфон в 4К в ночное время не самая лучшая идея, тем более с таким меняющимся освещением. Однако, Lee Eco 3 справился вполне достойно. Баланс белого подстраивается быстро. Тем не менее, очевидно появление артефактов, которые заметны при тряске или движении камеры. Обратите внимание на куртку мужчины на 9ой секунде ролика.

5 марта 2017
0
0
Смартфон Le Eco Pro 3: ночная съемка 2
видеообзор

Смартфон Le Eco Pro 3: ночная съемка 2

Lee Eco 3 очень достойно снимает видео в ночное время. Радует и подбор экспозиции и в целом отсутствие серьезных цветовых шумов в темных областях. При этом, даже при тряске эффект rolling shutter почти не наблюдается.