Уроки Розова: смотреть и видеть. Часть 1

Если банальности житейской мудрости — нормы поведения, то для творческого процесса — финишная черта, за которой смерть. Узнаваемость образа, его банальность — важная составляющая успеха снимка. Но небанальность фотографического решения — еще важнее. 

Вот, например, все знают, что курить вредно. Это банальность. Но, чтобы ее осознание заставило человека отказаться от пагубной привычки, надо, чтобы прозвенел звоночек. Вот когда судьба шмякнет сапиенса по умной голове и зазвенит в ней громко, до боли в перепонках, вот тогда осознание банальности становится побудительным мотивом к действиям.

Не подумайте только, что я решил пофилософствовать. На самом деле я пишу о фотографии, а вовсе не о курении. Всем же интересно, как научиться видеть хорошую картинку? Потому что смотреть умеют все.

Когда-то давно я рисовал в записной книжечке композиционные схемы будущих репортажных кадров. Не беда, что эти схемы редко становились реальными фотографиями. Зато когда спустя некоторое время жизнь подбрасывала что-то похожее, я реагировал мгновенно, не тратя время на обдумывание находки, — просто жал на спуск, не осознавая, что использовал заготовку.

Текст и фото: Георгий Розов.

Фото 1. Тени от столиков ресторана нашего отеля. Я снял их часа в четыре пополудни. При этом нажимая на спуск уже знал, что придется сделать с этим вполне банальным файлом для того, чтобы зрители увидели то же, что и я.

Камера Olympus E-M5

Объектив Zuiko 75–300/4,5–6,7

Диафрагма f/5,9

Выдержка 1/1600 с

Чувствительность 200 ISO

Фокусное расстояние 172 мм пленочного стандарта.

Фото 2. Псы-рыцари.

Чудское озеро, вороний камень, Ледовое побоище… и музыка Сергея Прокофьева вспомнились мне в момент спуска затвора. По дороге на пляж я мурлыкал: «Вставайте, люди русские!».Потом я проверил, так ли воспринимается моя картинка. Попал ли я в цель? В Сеть выложил картинку без названия, но мне тут же написали про рыцарей.Узнаваемость образа, его банальность — важная составляющая успеха снимка. Но небанальность фотографического решения — еще важнее. В данном случае пришлось повернуть картинку на 90 градусов, слегка кадрировать слева, чтобы убрать тень от заборчика, обесцветить файл, притемнив столешницы. Потом поднять контраст в середине. Плитку высветлить, а тени кресел притемнить.Банальности потому и банальности, что они очевидны и не могут быть неправильными. Но если быть осторожным в выражениях, то нужно оговориться: в большинстве случаев.

Рисование схем учит думать сериями, историями, а не одним кадром.

Есть еще один метод тренировки умения видеть: снимать без фотоаппарата. Просто глазами. Представьте, что глаза — объектив камеры, а веки — шторки. В те времена, когда пленка была дорога, аппаратура тяжела, таскать ее с собой просто так считалось самоубийственным для позвоночника, приходилось снимать глазами. При этом я так увлекался процессом, что потом долго в ночных кошмарах мне являлись не снятые на пленку кадры.

Иногда я впадал в задумчивость, решая, как одолеть технические препятствия, которые могли бы помешать реализации какой-то идеи, подсмотренной у жизни. Так накапливается опыт — неоценимое богатство фотографа. Его никогда не бывает много, и потому обучение ремеслу не должно останавливаться. Если бы я заметил за собой, что в моих снимках мне все нравится и я не хочу ничего менять, это был бы звоночек судьбы, сигнал о том, что я способен снимать только банальности...

Читайте далее - на fotosky.ru (он-лайн версия журнала Потребитель.Фото&Техника)

Тематика: Фототехника
Источник: Журнал Потребитель Фото&Техника №06.14
RSS
0
13 сентября 2016

Отзывы и комментарии